Удалять ли зубы мудрости?

Красивая улыбка создает имидж успешного человека, а здоровье ротовой полости обеспечивает хорошее самочувствие. Поэтому очень важно заботиться о состоянии зубов и регулярно обследоваться у стоматолога. Особое внимание уделяют «восьмеркам» — молярам, прорезающимся во взрослом возрасте и вызывающим дискомфортные ощущения. Большинство стоматологов рекомендуют удаление проблемных единиц, а мы попробуем разобраться в особенностях зубов мудрости и взвесим все аргументы «за» и «против» радикальных мер.

Для чего нужны зубы мудрости?

Зубы мудрости - удалять или нет

Свое название моляры получили из-за позднего прорезывания. Период появления «восьмерок» индивидуален и начинается в возрасте 16—25 лет, иногда позже.

В настоящее время ученые полагают, что зубы мудрости являются рудиментарным органом. Причиной тому считают изменение рациона и недостаточное потребление фруктов и овощей с твердой структурой. В связи с этим отмечается значительное уменьшение нагрузки на челюсть и бездействие крайних единиц.

В пользу этой гипотезы наблюдается учащение случаев отсутствия зачатков «восьмерок» в десне, что получило название первичной адентии. Очень частый вариант — непрорезавшиеся или полуретинированные моляры, нефизиологичная коронка или корни зуба. Подобные патологии вызывают нарушения прикуса, приводят к обширным кариозным поражениям и повреждению соседних единиц.

Особенности зубов мудрости

Строение и форма моляров идентична своим «собратьям», однако они имеют отличия, которые выделим особо.

1. Появляются позже остальных зубов и часто в челюстной дуге недостаточно места для прорезывания над поверхностью альвеолярного отростка.
  1. Из-за удаленности единиц их невозможно тщательно очистить, что значительно увеличивает риски развития кариеса и поражения соседних зубов.
  1. Нехватка длины челюстной кости обуславливает болезненное прорезывание, в некоторых случаях моляр выходит в сторону щеки или языка. Подобное расположение располагает к травмированию слизистой рта.
  1. При частичном появлении в большинстве случаев возникает перикоронит — гнойное воспаление в «кармане» между зубом и десной. Также велика вероятность формирования кисты.

Обширный перечень осложнений наталкивает на мысль о немедленном удалении «возмутителей спокойствия». Однако не стоит торопиться с выводами, решение о методе лечения принимает стоматолог после детального обследования.

В каких случаях зубы мудрости не подлежат экстракции?

У некоторых людей «восьмерки» появляются без проблем и не вызывают дискомфорта. Здоровые и анатомически правильно расположенные зубы полноценно участвуют в жевательном процессе. Помимо этого, при необходимости третьи моляры задействуют в протезировании и устанавливают на них ортопедические конструкции.

Следует понимать, что наличие зубов мудрости считается нормой, а их удаление — хирургическим вмешательством. Из-за сложной локализации моляров и непропорционально крупных корней операция может быть болезненной, а заживление лунки займет не менее одного-двух месяцев. По этой причине удаление рекомендуется строго по показаниям, при этом особое внимание уделяется пациентам с хроническими заболеваниями в стадии обострения.

записаться на бесплатную консультацию

Не готовы к очной консультации у врача?
Задайте свой вопрос по телефону 8 (495)795-98-10

Показания к удалению

Зубы мудрости - удалени

Экстракцию «восьмерки» рекомендует лечащий врач исходя из общего соматического состояния пациента, результатов осмотра и рентгенологического обследования. Среди основных показаний:

• неполное прорезывание;
  • смещение зубного ряда;
  • кариозное поражение, в т. ч. соседних единиц;
  • повышенное образование твердого налета;
  • нефизиологичное расположение;
  • воспалительные процессы — перикоронит, гингивит, пульпит и др.

При выявлении непрорезавшихся (ретинированных) зубов мудрости их также рекомендуется удалить. Даже несмотря на отсутствие дискомфорта моляры могут стать причиной серьезных осложнений: боли в ушах, озноба и повышения температуры тела. Подобная симптоматика указывает на развитие воспаления в челюстно-лицевой области.

Сложность операции

Методика и сложность оперативного лечения зависит от расположения зуба мудрости.

1. Процесс удаления на верхней челюсти не представляет проблем, поскольку форма моляров и корней имеет нормальную конфигурацию, а кость не отличается высокой плотностью.
  1. В большинстве клинических случаев корни «восьмерок», расположенных на нижней десне, искривлены и увеличены. Помимо этого, нижняя десна отличается плотной структурой, поэтому для извлечения зуба может понадобиться иссечение тканей с последующим накладыванием шовного материала.

Несмотря на то, что хирургическое вмешательство сопряжено с определенными сложностями и рисками, операция проходит безболезненно и с максимальным комфортом для пациента.

Операция назначается строго по показаниям и состоит из нескольких этапов:

• диагностика;
  • тщательная обработка слизистой рта антисептиками;
  • анестезия;
  • экстракция зуба.

Для остановки кровотечения в лунку помещают тампон с лекарственными средствами. Если выполнялись надрезы, на иссеченную область накладываются швы.

Для быстрого восстановления поврежденных тканей необходимо придерживаться врачебных рекомендаций:

• марлевый тампон извлекают из лунки через 30-40 минут;
  • актуален холодный компресс (лед, завернутый в полотенце);
  • первый прием пищи должен происходить не менее, чем через три часа после операции;
  • в первые 3-4 дня все блюда должны быть теплыми, полужидкой консистенции.

По показаниям хирург может назначить комплексную медикаментозную терапию, включающую антибактериальные, антисептические, антигистаминные и болеутоляющие препараты.

Хорошо зарекомендовали себя ротовые ванночки с отваром лекарственных трав (шалфей, ромашка) и антисептиками без спирта, а также плавная, без нажима чистка зубов. Противопоказаны полоскания, т. к. кровяной сгусток должен оставаться в лунке и защищать ранку от проникновения инфекции.

При соблюдении врачебных назначений период реабилитации проходит быстро и без дискомфорта для пациента.

Удаление зубов мудрости в стоматологии Атлантис Дентал

Вы можете записаться на прием в клинику «Atlantis Dental» в Москве и проконсультироваться по вопросу удаления зуба мудрости у нашего стоматолога. Гарантируем безупречный результат даже в самых сложных случаях, что обусловлено объективными причинами:

• высокой квалификацией и опытом хирургов;
  • наличием передового диагностического оборудования, расходных материалов, инструментария;
  • применением эффективных обезболивающих препаратов и антисептиков.

При необходимости «восьмерки» удаляются под общим наркозом.

Важно! Своевременный визит к стоматологу позволяет решить проблему с максимальной эффективностью и со значительной экономией для семейного бюджета.